logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Бейская межпоселенческая районная библиотека»

Соломенный стан

11.10.2015

Внизу по речке Бейке у подножия крутого косогора были пустые земли госфонда. В 1920 году сюда приехали из деревни Иудино (ныне Бондарево) несколько семей: Зданюк, Бадулины и другие. Земли у них в Иудино не было. Вся распределена давно. Зарабатывали на жизнь своим трудом. Семья Зданюк нанималась рубить дома, Бадулины были отличны­ми кузнецами. Семьи большие, без хозяйства и земли много добра не наживешь. Мечтали о своей земле. А недалеко от Беи в 5-8 км места пустуют. Название уже было – Соломенный стан. Стан – это станция, остановка, а почему Соломенный – неизвестно. Тут и останови­лись у излучины речки под горой. Сгрузили с подвод свой нехитрый скарб, благо лошади и коровы были. Надо жилье готовить. Вкапывали 6 столбов, между ними двойной плетень. Резали землю плугом пластами и забивали между плетнем, замазывали глиной с двух сто­рон. Крышу накрывали дерном или дранью. В таких землянках жили. И только значительно позднее начали возить лес из тайги, чтобы поставить дома. Четыре дома с трудом готовы, и их жители – Блиндер, Колузаевы, Бадулины и Зданюк. В землянках жили Карасевы, Полухи­ны, Гнездиловы, Семины и дед Манзук. Вот и вся деревня Соломенный стан.

Дмитрий Викентьевич Зданюк, 1895 года рождения, приехал с отцом, с женой Марией Харлампиевной (в девичестве Полухиной) и детьми. Сыновья подрастали, самый младший – Михаил. Добрались до земли, когда нарезали каждому хозяину надел. Разработали под огород, под пашню. Земля свежая, урожай богатый. Сначала жили единолично. Хозяйство натуральное. Поработаешь до седьмого пота – сыт будешь.

Братья Бадулины построили добротный пятистенный дом на две половины. У Афана­сия в семье было три человека, а у Михаила Бадулина -10 душ.

В 1920 году в Тульской губернии стали поговаривать, что в Сибири много земли. При одном слове «Сибирь» дрожь проходила по телу. Страшно, холодно, а земля манила. Много было небылиц о Сибири. Будто живут там одни злодеи-разбойники и каторжники, окна в землянках затянуты бычьими пузырями. Насмелились и отправили ходоков. Посмотрели ходоки на Красноярск, увидели в Минусинске огромные дома, лавки. Добрались до Бейс­кой волости и убедились, что земля есть и много. Надо звать своих. И потянулись пересе­ленцы в Сибирь. Это было великое переселение народов, которое не закончилось и по сей день. К нам едут с запада и востока. Даже теплые родины покидают. К чему бы это?

Матрена Васильевна Субботина, 1907 года рождения (в девичестве Севостьянова) вспо­минает (прошлое неизгладимо), как их везли за казенный счет. С ними были переселенцы из Мордовии. Захватили с собой кадки, дубовые колоды и все, что имели. Моя собеседница говорит, что они из «Расеи». Привезли их на подводах в Соломенный стан. Натянули палат­ки внизу. Девочек раздали в Бею по нянькам. Она тоже была в няньках. Начали рыть зем­лянки на косогоре, потом из Беи начали привозить избушки, дома… Деревня на горе росла.

Вот и выходит, две деревеньки было (одна внизу, другая вверху). Разный язык, разный уклад жизни, разная вера, два кладбища, а название одно – Соломенный стан. Пашни, покос и пастбища наверху в сторону Бейского овцесовхоза, а огороды внизу по берегу речки. Приходилось бегать сверху вниз ежедневно на расстояние 1 км в один конец.

Обосновывались навечно. Избы ставили улицей, заборы делали из плетня, ведь леса нет, только мочаги, заросшие черемухой, боярышником и тальником, копали погреба, подполья, рыли колодцы, вода в которых была чистая и вкусная. Делали навесы, загоны для скота, ставили бани. Все по-хозяйски. Кода началась коллективизация, все семьи вошли в колхоз имени Кравченко (89 человек). Для конторы определили избу. Первым председателем был Ермаков, его прислали из района. Его сменил Семен Васильевич Золотухин (бейский). Третьим стал Носов, бухгалтер Кирдяшкин, бригадир Хворов – все из местных. Перед войной их арестовали неизвестно за что и увезли. В колхозе была одна бригада. Пахали на конях, косили траву вручную. На песчаных землях выращивали арбузы. Бахчами заведовал дед Потап. Он угощал арбузами, с собой брать не разрешал.

Внизу в доме у Бадулиных был магазинчик, кое-что покупали у него, а так ездили в соседний улус, который был за Змеиной горой, почти рядом. На речке – водяная мельница (мельник – тульский мастер Сергей Максимович Егоров). Медпункта не было. Работали в колхозе взрослые и дети. Работали дружно, хорошо, вовремя убирали урожай, скот был ухо­жен. Матрена Васильевна выполняла в колхозе все, что заставят делать: вязала снопы, пас­ла овцематок с ягнятами. Вышла замуж за местного Петра Павловича Субботина. Семья, дети, работа – словом, житейские заботы всегда были и останутся.

Тесно связанные с природой жители Соломенного стана привыкли к тяготам жизни. Морозы зимой трещат, снега большие, а то пурга налетит. Деревня на косогоре, вся на вет­ру. После пурги так наметет, что не знаешь с какого места откапывать. А чем отапливали избы? Матрена Васильевна рассказала, что летом резали овечий навоз и сушили как торф. На растопку брали черемошник под горой на мочагах. Она уверяет, что в избах было тепло.

На Соломенном стане была малокомплектная начальная школа. Дом для школы привез­ли из Беи. В нем было две комнаты: в одной комнате занимались дети, а в другой жила учительница.

Мария Михайловна Минцева-Зуева (по отцу Бадулина) родилась на Соломенном стане в 1927 году. Она запомнила, как училась у Анисьи Семеновны Павловой и Таисьи Леонтьев­ны Булгаковой. Кстати, та вышла за соломенского Акима Бражникова. Младшая её сестра Анна Михайловна (в замужестве Шушлебина) закончила дома начальную школу и их возили в Хызыл аал для дальнейшего обучения.

Анна Васильевна Худякова вспоминает, что в конце войны она работала учительницей в Утинской начальной школе и была направлена ассистентом на экзамены в Соломенскую школу.

Ее впечатления таковы. Занятия тогда заканчивались 18 мая, а 20 начинались экзаме­ны во всех школах района. Из Ут Анна Васильевна дважды ходила пешком одна на Соло­менный стан. Ее встречала учительница Предтеченская. В классной комнате было светло, тепло и чисто. Пакет материалов уже был прислан из Бейского РОНО. Его привезла почтальонка Вера Колузаева. Вскрыли пакет с диктантом для 4 класса. За столом сидели два ученика: мальчик Кирдяшкин и девочка Кирдяшкина. Все волновались, переживали. Спо­койно звучала речь учительницы, она читала текст диктанта. А через несколько дней – эк­замен по арифметике. Это была контрольная работа с решением задач и примеров по рядам (т.е. 2 варианта). Дети успешно сдали экзамены. Они закончили первую ступень обучения и получили начальное образование.

Михаил Дмитриевич Зданюк сначала учился грамоте у Зинаиды Ивановны Гнездиловой. Вместо тетради – грифельная доска. А уже потом учился в школе на горе. Он вспомина­ет, что деревенька на горе в быту называлась Красный Яр, по-бейскй – Красный камень. Однако это название не прижилось: как был Соломенный стан, так и остался. М.Д. Зданюк пошел работать рано, работал всегда старательно, упорно. Он обладал хорошей физической силой. Он и сейчас могуч как кряж, несмотря на свои 83 года. Позади – жизнь, кипучая, трудовая, неугомонная. Михаил Дмитриевич оглядывается назад. Ничего не забыто, ниче­го. В юности – он молотобоец в кузнице. В 1939 году состоялись выборы в районный совет. На Соломенном стане – избирательный участок № 17 (170 голосующих по списку). М.Д. Зданюка избрали депутатом Бейского сельисполкома. Ему было только 19 лет (1920 г.р.). На фотографии мы видим волевое лицо с плотно сжатыми губами. Крутой парень: не курит, не пьет, работает как зверь, в хорошем смысле этого слова.

В 1940 году он был призван на действительную службу. Не успел отслужить, как нача­лась Великая Отечественная война. Из огня да в полымя. Воевал, вернулся домой раненый, а отец и брат погибли на фронте.

Список погибших из деревни Соломенный стан: Федосей Трофимович Дорошкин, Дмит­рий Викентьевич Зданюк, Петр Дмитриевич Зданюк, Александр Иванович Карасев, Анд­рей Сергеевич Кирдяшкин, Алексей Гаврилович Кирдяшкин, Семен Лукьянович Тимошкин, Петр Павлович Субботин.

В войну натерпелись люди. Мужчины – на фронте, дома – больные, престарелые. Жен­щины ослабели, дети истощены. Волки и то почувствовали беззащитность людей. Однажды стоят женщины в деревне среди дня, а вблизи от них поднимаются в гору хищники не спеша, не глядя на людей. 12 штук друг за другом. Только шевельнись…

Матрена Васильевна Субботина получила похоронное извещение о гибели мужа. Трое детей на руках, первые умерли. Размачивала курмач (жареную пшеницу) и кормила их, а сама как придется. Ее дочь Мария Петровна Кирдяшкина хорошо запомнила, как нальют немного жира в чашку, скрутят из тряпочки фитилек и зажигают коптилку. Надо экономить. Керосина нет.

Соломенный стан стал со временем бригадой колхоза «12 лет Октября». Да и колхозу «12 лет Октября» не было возможности и выгоды возрождать маленький колхоз: ни техники, ни связи, ни мужской силы.

Вернулся М.Д.Зданюк в родную деревню, женился на Фёкле Трофимовне Дорошкиной. Жители из Соломенного стана уже потянулись в Бею, увозили дома, устраивались на новых местах. К 1947 году деревеньки не стало, короткий был ее век. Остались лишь одни воспо­минания, но жизнь продолжается. Матрёна Васильевна Субботина переехала поближе к брату в Буденновку, где работала в колхозе до 1969 г., и вот уже почти 35 лет она живет в Бее у дочери Марии Петровны Кирдяшкиной. Хотелось бы, чтобы баба Мотя отметила своё столе­тие в 2007 году.

Сестры Бадулины вышли замуж. Мария Михайловна за Минцева, Анна Михайловна за Шушлебина. Мария Михайловна работала в райцентре продавцом. Получила почётное зва­ние «Отличник торговли». В 1971 году была награждена орденом Трудового Красного Зна­мени.

Михаил Дмитриевич Зданюк получил направление на курсы комбайнеров. Обосновал­ся в Бее. Закипела работа. Передовики-комбайнеры: Жихарев – в Табате, Кандибор – в Новониколаевке, Зданюк – в Бее. Михаил Дмитриевич брал обязательства за сезон убрать зерновые с 350 га за 25 календарных дней. Тогда в уборку, в горячую страду, не глядели на часы. Убирали хлеб от темна до темна. Выходных тоже не было. Уборка не любит выходных. Взятые обязательства М.Д. Зданюк всегда перевыполнял в 2 раза. А один год убрал хлеб с 800 га и намолотил 9 тысяч центнеров зерна. По труду и награды. За высокий производи­тельный труд его дважды поощряли поездкой в г. Москву на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства). Две бронзовые и одна серебряная медаль засверкали на его груди. И наконец – орден Трудового Красного Знамени. «Тот, кто носит на своей груди этот высо­кий знак отличия, должен знать, что он из среды равных себе выделен как достойнейший и наилучший из них».

В Бее успешно трудятся дети тех, кто жил в Соломенном стане: Сергей Михайлович Зданюк – учитель физики, Сергей Владимирович Кирдяшкин – учитель физкультуры, Гри­горий Викторович Шушлебин – начальник отдела средств массовой информации. Одно по­коление сменяет другое.

Изольда Алексеевна Пряткина, краевед, учитель Бейской школы

Пряткина И.А. Соломенный стан [Текст] /И.А.Пряткина//Бейская Земля глазами современников: очерки и воспоминания В 2ч.-Абакан,2005.-ч.1.-с.62.

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении