logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Бейская межпоселенческая районная библиотека»

Литературный календарь «Современник великих событий» (110 лет со дня рождения писателя Анатолия Рыбакова)

14.01.2021

14 января исполняется 110 лет со дня рождения писателя Анатолия Рыбакова, чьи книги с интересом читаются вот уже 70 лет, а фильмы по его произведениям любимы многими. Анатолий Рыбаков – очень интересный человек, который жил в непростое время. Можно сказать, что он повторил судьбу кумира не одного поколения Александра Солженицына. Его книги сделались символом целой эпохи, и даже сейчас, по прошествии времени, они не утратили ни своей новизны, ни литературной ценности.

Анатолий Наумович Рыбаков – советский и российский писатель и сценарист, автор 14 романов и повестей. На протяжении более 50 лет он был, наверное, единственным настоящим русским автором бестселлеров. Не зря американцы в свое время поместили его портрет на обложке журнала «Time» (из русских писателей до Рыбакова подобной чести удостаивался только Солженицын). Биография Рыбакова, по сути, та же, что у Солженицына, разве что в другой последовательности. Арест, ссылка, война.

«Жизнь – как море. Для себя жить захочешь – будешь как одинокий рыбак в негодной лодчонке: к мелководью жаться, на один и тот же берег смотреть да затыкать пробоины рваными штанами. А будешь жить для народа – на большом корабле поплывешь, на широкий простор выйдешь. Никакие бури не страшны, весь мир перед тобой!»

«Кортик»

Анатолий Рыбаков (это фамилия матери, настоящая же его фамилия – Аронов) родился на Украине в семье инженера. С 1918 г. жил в Москве, где окончил школу и поступил в Московский институт инженеров транспорта. 5 ноября 1933 г., будучи студентом, был арестован и осужден по статье «контрреволюционная агитация и пропаганда» на три года ссылки. После окончания ссылки скитался по стране, работал шофером, слесарем…

Прошёл всю войну — от обороны Москвы до штурма Берлина. Начал рядовым, закончил в звании гвардии инженер-майора. Осенью 1945 г. «за проявленное отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками» был признан не имеющим судимости. Но полностью реабилитирован только в 1960-м.

Литературный дебют Рыбакова состоялся, когда ему было 37 лет. «Кортик», «Приключения Кроша», «Бронзовая птица» – этими произведениями наслаждались школьники нескольких поколений. Свежесть чувств, острота переживаний, манящие тайны, пионерская романтика, запутанные дворы Арбата… Все эти повести стали, своего рода, классикой юношеского чтения и впоследствии были экранизированы.

Но вот в 1978 г. выходит роман «Тяжелый песок», который можно было сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы.

Это первый (и, пожалуй, единственный такого масштаба) роман на еврейскую тему, который читался как откровение, особенно на фоне эмиграции евреев и антисионистской пропаганды. Книга повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных городков Западной Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве Сопротивления.

Но мировую славу и статус одного из символов перестройки Рыбакову принесла автобиографическая трилогия о войне, коммунистическом терроре и ссылке — «Дети Арбата», «Страх» и «Прах и пепел».

Судя по всему, своей главной книгой Рыбаков считал именно «Детей Арбата». Первую редакцию этой книги писатель завершил еще в 1966 году. Главный редактор «Нового Мира» Александр Твардовский даже успел ее проанонсировать и поставить в план публикаций 1967 года. Но потом он от своих намерений отказался. По одной из версий, Твардовского разочаровал слабый уровень книги. По другой — якобы на него надавила цензура. В итоге «Дети Арбата» были опубликованы только в 1987 г. в журнале «Дружба народов».

 

В этом автобиографическом произведении писатель рассказал о жизни людей в 1930-е годы, о сталинских репрессиях, о тоталитарной власти и описал уникальный феномен сталинизма. «Дети Арбата» воспринимались не только как литературная, но и как политическая акция. Хотя отношение к политике у Рыбакова было скорее настороженное. «Политик и писатель — это не только разные, но и сугубо противоположные профессии, — говорил он. — Для политика главное — власть. Для писателя, настоящего, главное — держаться подальше от власти». Он и держался. С гордым достоинством писал в автобиографии: «Ни в каких политических партиях никогда не состоял и не состою».

Книги Рыбакова были популярны не только в России, но и далеко за ее пределами. Его произведения вышли в более чем пятидесяти странах. Несмотря на то, что после развала СССР писатель уехал в Америку, он часто приезжал в Россию и принимал активное участие не только в литературной, но и в общественной жизни страны. До последних дней Анатолий Рыбаков оставался оптимистом и жизнелюбом.
 Я выполнил дело жизни, – говорил Рыбаков. – Написал роман о сталинском времени и опубликовал его при своей жизни. Написал и автобиографию, как бы подводя итоги. Теперь я хочу написать роман о конце ХХ века, об истории разрушения сначала Советского Союза, а теперь и России.

К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. Анатолий Наумович Рыбаков умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Протасова Наталья Константиновна,
библиотекарь Табатской библиотеки-филиала №5

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении