Пряткина мельница
На Северном Кавказе, в станице Тимиргорьевской, что недалеко от г.Майкона, проживал Приткни Степан — большой мастер, который мог оборудовать и пустить на ход водяную Мельницу на два постава для сеянки. Заприметил его богач Иван Васильевич (фамилию, к сожалению, никто не помнит) и сманил в Сибирь, говорил, что там хлеб есть, гниет, а мельницы-мутовки кое-как мелют, обещал богатый заработок. Степан согласился и прихватил с собой семнадцатилетнего сына Максима.
В 1902 году приехали в Бею. Иван Васильевич поразил крестьян своим видом. В полном обмундировании знатного кавказского дворянина: на груди газыри, шашка в ножнах, кинжал, револьвер, в бурке – такого же на картинках не видели. Развернул свою деятельность Иван Васильевич бурно. Связь держал с минусинскими купцами.
Степану давали мужиков, которые по его указанию рубили двухэтажные амбары (помещения для мельницы), строили плотины, копали канавы. Степан с сыном делали сухие и водяные колеса. Особенно трудно давались жернова. Зубилами и насеками обрабатывали их из добытых камней. Они должны быть правильной окружности с отверстиями в центре, со специально насеченными под определенным
градусом канавками, с особой точностью монтировали все механизмы. Ошибаться
было нельзя, иначе мука будет плохая.
Степан вскоре уехал обратно на Кавказ: не прижился в Сибири, повздорил с хозяином. Остался сын Максим, к тому времени самостоятельно работавший по устройству мельниц. Максиму тоже не повезло — искалечился: потерял, левую руку. Чтобы как-то загладить вину за отсутствие техники безопасности, Иван Васильевич предложил мастеру-калеке полмельницы. Да только не хотел быть Максим мельником, а мастерить одной рукой трудно.
Долго мучился, потом приловчился, стало получаться. Женился, семья быстро росла (было 10 детей), нужно всех прокормить. Мастер решает: хватит батрачить на Ивана Васильевича, не наняться ли самостоятельно к другим богачам строить мельницы по всей Бейской волости?
Ведь он и столяр, и приличный механик. Мастер что надо, а богато не жил. Платили мало, больше продуктами. За долгие годы батрачества домом собственным не обзавелся.
После революции мельницы конфисковали, передали комитету бедноты. В 1929 году в Бее образовался колхоз «12 лет Октября» и еще три колхоза: «13 лет Октября», «14 лет Октября», «Красный пахарь».
В 1933 году Максим Степанович Пряткин купил дом на Кузнецовой заимке. Там было четыре мельницы (из них 3 действующих) и 25 дворов. Максим Степанович был колхозником «13 лет Октября» и стал работать на колхозной мельнице. Молол всегда старательно, мука получалась что надо, у хлеба подъем был хороший. Круглые сутки крутилась мельница, в летнее время «пропускала» через себя до 20 центнеров зерна. Зимой тоже перерывов не было. И людям хорошо, и государству доход. Все 12 мельниц в Бее постепенно ликвидировали, в других селах тоже позакрывали, а на Кузнецовой заимке в мельнице всегда завозно.
К 1937г. жителям Кузнецовой заимки приказали выселиться, так как они были колхозниками «13 лет Октября», а земля принадлежала колхозу «Красный пахарь». Покидали люди родные места неохотно. К 1941 г. осталось пять-шесть строений. В июне началась Великая Отечественная война, а в июле круглые сутки полмесяца шли дожди. С гор в долину помчались потоки, вода прибывала, начались оползни.
Деревья, камни вода несла со страшным грохотом. Река изменила свое русло и с ревом ринулась по бывшей улице к дому Пряткина. Максим Степанович был в это время на мельнице, от дома его отделяла водная стихия. А дома металась семья. Вот уже заплоты снесло. Жена и дети стали выносить из избы что можно. Но вот вода ударила в угол дома с такой силой, что сорвала его с земли и понесла. Жутко было смотреть на плывущий дом. Через несколько минут его развалило, разнесло. Был кров — и не стало.
Шла война, у каждого свое горе. Стиснул зубы 53-летний мельник. Остатки дома удалось вывезти в Бею и поставить на улице Буденного (ныне ул. Чапаева).
Еще 20 лет спустя работала последняя водяная мельница М. С. Пряткина. Потом увезли ее. Долина реки, пруд заросли, одичали, все изменилось. На память осталось только название совхозного угодья Пряткина мельница. Любят там жители отдыхать по выходным, а мы ездим в любое время года на бывшую папину мельницу, на то место, где стоял родительский дом.
И. Пряткин, И. Пряткина. с. Бея.