ПОЛЕ ВОЙНЫ, ПОЛЕ ПОБЕДЫ. Моей семьи война коснулась
Моему деду Филиппу было 2 года, когда они приехали в Сибирь. И вот деревня обживалась на новом месте. Самое главное было обиходить землю, получить урожай, а потом уже строить хату. Дмитрию не пришлось построить хоромы: кроме их рабочих рук с Присей рассчитывать было не на кого. У всех были одинаковые заботы: пашня и жилье. Но Митрий не унывал, маленький Филипп видел его и в работе и в веселье. Был Митрий весельчак, песенник, балагур. И Присю свою любил сильно, не дай бог ей было долго задержаться у колодца – ревновал.
Дети подрастали, работы было много, урожаи были неплохие, развели хозяйство: лошади, коровы, куры. Только – только стала налаживаться жизнь, а тут революция, гражданская. Все прошло через семью. Когда казаки объявились, то собрали мужчин с вилами, топорами и пошли они в Бею. Но не дошли до Беи – у грязного ключа встретили их казаки, побили. И после этого стал болеть Дмитрий Игнатович и умер.
В 12 лет мой дед Филипп остался сиротой. Жил с матерью в семье старшего брата Моисея в Степновке. Филипп рос работящим хлопцем, все умел делать, никакой крестьянской работы не боялся. Да вот беда был рыжим, конопатым и табак курил и за словом в карман не лез. Одежка что на нем, в том и красовался. Боялись, наверное, его девки, а зря. Повстречал он Катю – Катерину и взыграло сердечко. А она уже побывала замужем за красавцем, узнала нрав мужа. И сама хоть и жила в семье с отцом, да только знала что с мачехой. Была маленькая, когда родную мамку похоронили. Но мачеху всегда мамой звала и с уважением вспоминала, что не обижала та её. Помогли построить дом Филиппу с Катериной. Дядька дал топор, вилы, а чашку с ложками и всё остальное трудом собственным наживали.
Работали в колхозе «Путь Сталина», колхоз стал потом миллионером. Дед Филипп работал конюхом, чабаном, был бригадиром полеводческой бригады. Во время уборки урожая был заведующим зернотоком – ответственная работа. На зернотоку и молотили, и сушили, и веяли зерно. Молотили и по ночам. Вот баба Катя и работала на таких работах. А еще вязала снопы, работала на поливе, выращивали сахарную свеклу, сакманила во время окота овец. Собирали обозы зерна и возили на элеватор в Очуры. Была в передовых, как и дед Филипп, не любила долго отдыхать на работе и другим не давала. Дед Филипп еще был на «мулевке»,- на заготовке древесины в Таштыпской тайге. Много зим бригадами выезжали. Кроме того держали свое хозяйство, огород садили. Растили двух дочерей и сына.
Филипп призван в начале войны в июле 1941 г и попал в Трудармию, как он говорил, на Дальний Восток. Приходилось держать и на Востоке войска, чтобы обезопасить границу. Службу нес в саперном инженерном батальоне по ноябрь 1945 г. Собирали конструкции мостов, понтонов и все это отправлялось на фронт. Трудились для фронта, для победы. А дома его ждали жена Катерина и трое детей: Евдокия (1930 г.р.), Иван (1937 г.р.) и Антонина (1940 г.р.). Как все женщины работали не жалея сил, так и Катя трудилась. Крестьянский труд никогда не был лёгким, а для женщин, стариков, детей во время войны тем более. Согревало в минуты слабости, отчаяния лишь то, что это надо для блага детей, родины и чтобы скорее мужья одолели врага и вернулись. Работала везде, где требовалась пара её трудовых рук. Без дела не любила сидеть и женщин просила: « … давайте уже, бабы, хватит отдыхать». Пахали, сеяли, косили, жали – вся тяжёлая крестьянская работа легла на хрупкие женские плечи. Катерина выполняла план на 100-200%.Вязала снопы по 1000 штук в день. А дома ждали голодные дети. Колхоз сдавал весь хлеб государству, а колхозники платили трудовой налог – 450 руб. и ещё сдавали мясо, молоко, масло, шерсть, шкуры, даже свиные. Много ли оставалось детям? Огороды вспахивали сами, коней берегли. Впрягались в плуг 5-6 баб и таскали его, так всем по очереди и пахали. Садили картофель, огурцы, лук, чеснок, свеклу, тыкву, подсолнухи. И как назло все военные годы была засуха, сколько посадят столько и накопают картофеля. Осенью, ранней весной дети собирали мерзлую картошку, резали и пекли прямо на плите. Колоски не разрешали собирать, отбирали. А вкус мерзлой картошки дети запомнили на всю жизнь. Редко когда удавалось принести горсть пшеницы, её жарили на плите, и звалась такая еда – «курмач». Парили сахарную свеклу, тыкву и это было лакомство для детей. Сильно страдали от нехватки соли. Собирали туески, баночки с маслом, сметаной, и ехал какой – нибудь дедок менять все это на соль на Сользавод. Привозил эти горсточки, узелочки соли – у кого на сколько хватало. Топили в хатах кизяком. Для фронта древесину готовили в тайге, называлась эта работа «кубатура». Отправляли всех и баб и девок, уезжали на несколько месяцев зимой. Тяжелая работа на морозе в плохонькой одежде. Кормили от выработки, сделаешь норму, выдадут хлеб, не сделаешь, ляжешь спать голодная. Работали на полях не жалея сил с раннего утра и до поздней ночи, а во время уборки урожая прихватывали и лунные ночи. Надо было убрать урожай до последнего зернышка, чтобы все дошло до фронта. Выбивались из последних сил, но убирали. Для воинов вязали носки, рукавицы долгими зимними вечерами при керосиновых лампах, а то и при лучинах и отправляли на фронт. На трудовые сбережения приобретали облигации военного займа для производства танков, самолётов и другой военной техники для фронта. И жили в ожидании писем с фронта, победы.
Были молоды, выстояли, одолели, победили. Родина по достоинству оценила трудовой вклад на благо народа. Филипп Дмитриевич награжден медалями «За победу над Японией», «За освоение целинных земель», юбилейными медалями «20 лет Победы в В.О.войне 1941-1945 гг.», «60 лет Вооруженных Сил СССР».
Екатерина Федоровна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945», юбилейной медалью «50 лет Победы в В.О.войне 1941-1945 гг.». Катерина дождалась своего Филиппа после войны домой.
А ещё мои дед Филипп с бабой Катей были самыми лучшими, добрыми, самыми любимыми. Дед Филипп прожил 83 года, а баба Катя – 91 год. Построили 4 дома, посадили сады. Троих детей вырастили, внуков нянчили, правнуков. А баба Катя праправнуков по головке погладила, за ручку подержала, уже не видела ничего. Жили в труде, заботах. Не прогадала Катя, что за рыжего Филиппа вышла замуж. Не обижал он ее, жили дружно.
Шульга Ольга Ивановна,
библиотекарь Новокурской библиотеки-филиала №9