logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Бейская межпоселенческая районная библиотека»

Час истории «Освенцим, фабрика смерти»

30.01.2023

Скачать (PPTX, 4.71MB)

Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!
Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду…
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,
Побывал, прямо скажем, в аду.
Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная – крематорий
Что ни день, пожирала людей.
И душа леденела от страха,
Ужас гетто вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве ж можно такое забыть?!

Видеоролик 1 (Плач скрипки)

27 января 1945 года войсками советской армии был освобожден крупнейший концентрационный лагерь «Освенцим» (по-немецки – Аушвиц), созданный гитлеровцами в годы второй мировой войны на территории Польши, в котором было уничтожено более полтора миллиона человек. Эту дату весь мир отмечает как день памяти жертв Холокоста. Впервые Международный день памяти жертв Холокоста отмечался во всём мире в 2006 году. Однако некоторые страны отмечали этот день и ранее.

В Венгрии День памяти отмечается 16 апреля. В этот день в 1944 году евреев страны начали массово переселять в гетто. ( Гетто – это район куда насильственно переселяли людей.)

В Израиле отмечается по еврейскому календарю 27 нисана, день начала восстания в Варшавском гетто.

В григорианском календаре эта дата может соответствовать промежутку между 7 апреля и 7 мая.

В Латвии отмечается 4 июля. В этот день в 1941 году были сожжены все рижские синагоги, погибли тысячи евреев.

В Румынии отмечается 9 октября.

Будущее поколение не должно забывать об ужасах человеческой ненависти и нетерпимости, которые привели к этим трагическим последствиям. Мы не должны допустить, чтобы этот ужас когда-нибудь повторился вновь.

Холокост в переводе с греческого означает «уничтожение огнём». В современной научной литературе и публицистике он обозначает политику нацистской Германии и её союзников по преследованию и уничтожению евреев в 1933 – 1945г. Впервые это слово зазвучало в 1960-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира еврейского писателя Эли Визеля, узника Освенцима и Бухенвальда, вся семья которого погибла в нацистских лагерях. Холокост – это «синоним» газовых камер; крематориев, сжигающих детей, женщин, стариков; это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежности к еврейскому народу. Холокост унёс жизни 6 миллионов человек, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами.

Скажите, а почему символом этой страшной трагедии выбрана именно фиалка? У греков фиалка считалась цветком печали и смерти. Ею убирали смертное ложе и могилы молодых, преждевременно умерших женщин. Фиалка была также эмблемой пробуждения природы и в то же время девизом Афин, которые поэт Пиндар воспевал в своих стихах, показывал, как украшен цветами фиалок город, а скульпторы и живописцы изображали в виде женщины с венком фиалок на голове.

По одной из древнегреческих легенд, фиалки уронила на землю дочь Зевса Персефона, когда ее похитил Плутон (Аид) – владыка царства мертвых. Вот почему греки считали фиалку цветком печали и смерти и усыпали этими цветами смертное ложе молодых девушек.

Согласно другой древнегреческой легенде, бог солнечного света Аполлон преследовал одну из красавиц  дочерей Атласа, и девушка обратилась к Зевсу с мольбой о помощи. Великий громовержец сжалился и превратил ее в цветущую фиалку. И, наверное, долго пришлось бы находиться фиалке на небесах, если бы цветы не понравились дочери Зевса и Деметры красавице Персефоне. При виде фиалок Персефона встала на колени, с любопытством рассматривая каждый их венчик и выбирая для букета самые свежие и красивые. Тут-то к ней и подкрался бог подземного царства Аид. Персефона бросилась прочь от преследователя, прижимая к груди сорванные фиалки, но Аид все-таки догнал ее. Отчаянно отбиваясь, девушка выронила фиалки, и они упали на землю. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью, а одну треть – в подземном царстве со своим мужем Аидом.

Вот откуда двойственность в почитании цветка у древних греков: с одной стороны, фиалка – знак траура; с другой – символ оживающей природы. У древних римлян фиалка называлась цветком Юпитера. Почти ни одно праздничное событие не обходилось без фиалок. Окрестности Рима были сплошь усеяны фиалками, которые римляне считали целебными. У древних галлов фиалка считалась символом невинности, скромности и девственности. Ею украшали ложе новобрачных и клали в могилу безвременно погибшей невесты. Кроткая, застенчивая, скромная – вот самые распространенные эпитеты фиалки. От галлов любовь к фиалкам перешла к французам, у которых они стали эмблемой вечной верности и постоянства. Красивые легенды о фиалках, древнегреческих богах наверняка знали и нацисты, но в своих жутких целях они начали смертельную погоню за жизнями евреев.

«Голод и погромы,
Гетто вместо дома,
Смерть родных и близких
На твоих глазах…
Дети Холокоста,
Маленького роста
Вынесли на слабых,
Худеньких плечах».

В 1933 году евреям присвоили статус «неарийцев». Арийцами считали светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых Адольф Гитлер рассматривал как высшую ступень всего человечества.

В 1935 году Нюрнбергские законы «О гражданах рейха» и «О защите немецкой чести и немецкой крови» приняли поправки, согласно которым евреи лишались всех гражданских и политических прав.

В 1938 году было создано специальное бюро якобы для «добровольной эмиграции евреев». В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. в Германии произошло событие, вошедшее в историю под названием «Хрустальной ночи», или Ночи разбитых витрин. Эта была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Третьего рейха. Более 30 тысяч евреев были ранены, убиты или брошены в концлагеря.

Галина Биренбаум — одна из тех, кому удалось пережить Холокост. Она оставила нам живое свидетельство происходившего на умшлагплаце. «Нас привели на Умшлаг, на этот тысячу раз проклятый Умшлаг, залитый кровью и слезами, где воздух дрожит от свистков и скрежета поездов, увозящих сотни тысяч евреев на последнюю в их жизни станцию. Большая площадь перед зданием бывшей школы запружена отчаявшимися, запуганными людьми. Потом мы увидели, что немцы устанавливают посреди площади пулемет. В толпе стали испуганно перешептываться. И хотя все понимали, что происходит, никто не осмеливался закричать или заплакать в голос. Стояла жуткая, давящая тишина. Мы обнялись, мать, отец, Гилек и я. Мы посмотрели друг другу в глаза — как смотрят перед вечной разлукой… чтобы сохранить в памяти образ любимых, пока нас всех не поглотит темнота. Все, чем мы жили, все, о чем мы думали и мечтали, потеряло значение. Мама наклонилась ко мне, улыбнулась и прошептала мне на ухо: «Не бойся, от смерти все равно не уйти, умирают только раз… И мы умрем вместе, так что не бойся, это не так уж и страшно…»

1сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. После оккупации фашистами Польши всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

Вспоминает узница Драней Одетт Дальтроф-Батси о еврейских детях: «Несколько суток везли их в опломбированных товарных вагонах. В каждом по девяносто детей и одна женщина, у которой в толпе двое, трое, а то и четверо собственных. Возраст детей от пятнадцати месяцев до тринадцати лет. Все — неописуемо грязные. Трех-, четырехлетние покрыты гноящимися язвами. Им так необходима наша помощь! Но у нас почти ничего нет, несмотря на непрестанную заботу и доброе отношение начальника нашего лагеря коменданта Кона. Мы сразу же начинаем устанавливать душевые кабинки. На тысячу детей у нас всего четыре полотенца».

Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Но самым бесчеловечным было то, что даже такая тяжёлая жизнь им не была гарантирована. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Полицаи под предлогом медосмотра начали собирать детей. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних выкачивали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах. Жизнь простых людей постепенно превращалась в ад.

Видеоролик 2 (День памяти жертв Холокоста)

Дневник голландской еврейской девочки Анны Франк – один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма – сделал ее имя знаменитым на весь мир. Девушка вместе с родителями и их товарищами скрывалась в доме, каждый день, боясь быть обнаруженной и расстрелянной фашистами. Анна вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года.

Из воспоминаний очевидцев: Симона Вайль, бывшая узница Освенцима: «…Меня, мою мать и сестру депортировали в Освенцим в апреле 1944 года. После недельного пребывания в транзитном лагере для французских евреев, нас всех запихнули на три ужасных дня в запломбированные вагоны для скота, почти без пищи и воды, не сообщая о пункте назначения. Моего отца и брата депортировали в Литву в эшелоне из 850 мужчин, из которых выжило лишь порядка 20 человек. Мы до сих пор не знаем о судьбе погибших, в том числе моего отца и брата. Мы прибыли в Освенцим посреди ночи. Все было устроено так, чтобы до смерти запугать нас: ослепляющие прожектора, лай эсесовских собак, одетые как каторжники заключенные, которые вытаскивали нас из вагонов. Доктор Менгеле, главный специалист по отбору, самолично решал, кого вести в лагерь, а кого сразу же отправлять в газовые камеры. Это было чудо, что всех нас – меня, мать и сестру, – впустили в лагерь.

В мае 1940 года начались трудные времена: нападение Германии, капитуляция, оккупация и все больше бед и унижений для евреев. Законы, ограничивающие их права, принимались один за другим. Евреи не имели права ездить на велосипедах, трамваях и в автомобилях. Евреи могли посещать магазины только с трех до пяти. Евреи не имели права появляться на улице с восьми вечера до шести утра. Им запрещалось ходить в театры, кино. Так они и жили в ожидании новых запретов.

Сестры Франк были депортированы в конце октября 1944 года в концлагерь. Страшные антисанитарные условия лагеря привели к эпидемии тифа, от которого погибли тысячи заключенных, в том числе сестры Франк. Дата их смерти приходится на конец февраля – начало марта 1945 года. Тела обеих девочек, вероятно, захоронены в общей могиле.

Лагеря смерти стали самым страшным проявлением Холокоста. Они создавались фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих, многих других.

Дождик льет, протяжно плачет,
Блюз играет патефон.
Память никуда не спрячет
Ночи той хрустальный звон,
Где разбитые витрины,
Груда трупов, детский плач,
Вой толпы…Оскал звериный
Демонстрирует палач!
Этот грех впечатан в Лету!
Звон разбитого стекла
Нам напомнит, век за веком,
Ночь в осколках хрусталя!

Концлагерь Освенцим был основан гитлеровцами в 1940 году на территории Польши для содержания политзаключенных. Вскоре в связи с близостью к железнодорожному узлу лагерь превратился в гигантский комплекс по уничтожению людей, которых свозили со всей Европы. Его узники были обречены на уничтожение голодом, тяжелой работой, «медицинскими» экспериментами, а также на немедленную смерть в результате расстрелов и удушья газом. Большинство узников погибло сразу же после прибытия без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых.

Из воспоминаний очевидцев: “Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. Об отношении немцев к евреям я читал в листовках, но в них ничего не говорилось об уничтожении детей, женщин и стариков. О судьбе евреев. Европы я узнал уже в Освенциме. Я приехал туда 29 января 1945 года. Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали 18 января – всех, кто мог ходить. Больных, ослабевших оставили: как нам сказали – всего было более десяти тысяч. Немногие, те, что могли 9 ходить, убежали, когда наша армия подошла к лагерю. Я заходил не только в бараки, потрясшие меня своим видом, мне показали также и помещение, где отравляли газом у входа в крематорий. Сам крематорий и газовая камера были взорваны. Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке. Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…”

Видеоролик 3 (Бабий яр)

Большинство евреев, обреченных на смерть, прибывало в концлагерь Аушвиц с убеждением, что их вывозят «на поселение» на восток Европы. В особенности обманывали евреев из Греции и Венгрии, которым гитлеровцы продавали несуществующие участки под постройку, сельские хозяйства, магазины, предлагали работы на фиктивных заводах. Поэтому люди, направленные на уничтожение в лагерь, часто привозили с собой самые ценные вещи из своего имущества.

У прибывших узников забирали одежду и все предметы личного пользования, их стригли, а потом им ставили номера и регистрировали. Первоначально каждого из узников фотографировали в трех позициях. В 1943 г. ввели татуировку. Сразу же после прибытия офицеры и врачи проводили «селекцию» (отбор) депортированных евреев, направляя трудоспособных в лагерь, а стариков, детей, беременных женщин и всех, кто выглядел больным или ослабшим – в газовые камеры.

Нацисты тщательно изучали различные способы уничтожения людей. В конечном итоге они пришли к выводу, что оптимальный способ убийства – использование газа-цианида, именовавшегося Циклон Б.

По прибытии в лагерь, после селекции, эсэсовцы убеждали заключенных в том, что их отправляют в баню. Узникам велели снимать одежду, после чего они перегонялись в следующее помещение, имитирующее баню. Под потолком были расположены душевые отверстия, из которых никогда не текла вода. В помещение площадью 210 квадратных метров эсэсовцы вводили около 2000 жертв. После того, как закрывались двери газовой камеры, через отверстия, находящиеся в потолке, поступал ядовитый газ. Люди умирали в течение 15-20 минут. У убитых вырывали золотые зубы, обрезали волосы, снимали кольца и серьги. Потом трупы транспортировали к печам крематория.

Если человек сразу не попадал в газовую камеру, это практически не меняло его участь. Мало кто оставался живым в этом аду.

Видеоролик 4 (Холокост)

Из воспоминаний Шломо Венезия – одного из немногих выживших узников Освенцима: “Две самые большие газовые камеры были рассчитаны

на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 – 1700 человек. Они шли

за заключенными и били их палками. Задние толкали впередиидущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда”.

Условия обитания для узников в бараках были катастрофическими. Заключенные спали на соломе, разбросанной по бетонному или земляному полу. В помещении, рассчитанном на 40—50 человек, находилось около 200 заключенных.

Малярийный климат Освенцима, плохие жилищные условия, голод, скудная одежда, нестиранная и не защищающая от холода, крысы и насекомые приводили к массовым эпидемиям, которые резко сокращали ряды узников.

После войны на территории лагеря смерти в апреле 1967 года. был открыт Международный Памятник Памяти Жертв Фашизма. На мемориальной плите памятника надпись:

Памятник находится в конце разгрузочной платформы, куда привозили заключенных. Рядом – руины 2 крематориев и газовых камер, которые были взорваны отступающими эсэсовцами, пытавшимися стереть следы преступления. Перед памятником находятся мемориальные плиты с надписями на языках тех народов, которые уничтожались в Освенциме; на языках тех стран, чьи народы уничтожались.

В Израиле в 1953 возведен — национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма- Яд ва-Ше́м («память и имя»), для увековечивания  памяти о евреях — жертвах нацизма, борцов  против фашизма и праведников мира, спасавших евреев, рискуя собственной жизнью.

Мы, современные люди, не просто должны помнить ужас тех лет, но и стать толерантными, то есть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями.

Говорят погибшие. Без точек.
И без запятых. Почти без слов.
Из концлагерей. Из одиночек.
Из горящих на ветру домов.
Говорят погибшие. Тетради.
Письма. Завещанья. Дневники.
На кирпичной, на шершавой глади
Росчерк торопящейся руки.
На промозглых парах железякой.
На стене осколками стекла.
Струйкой крови на полу барака
Расписалась жизнь — пока была.
Говорят погибшие. Дыханье
В грудах пепла раздувает жар.
Маутхаузен. Орадур. Дахау.
Бухенвальд. Освенцим. Бабий Яр.
У меня мечта есть у живого:
В эти мне отпущенные дни
Вымолвить хоть слово, хоть полслова,
Но из тех, что унесли они.

А теперь давайте почтим память жертв Холокоста минутой молчания

Видеоролик 5 (Минута молчания памяти жертв Холокоста)

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении